Глянула трейлер диснеевской "Мулан", раз уж там обещали династию Тан (Дисней сдвинул время действия на эту эпоху) и какую-никакую историческую достоверность - чтобы в Китае, сборы в котором для Диснея очень важны, фильм не постигла судьба оригинального мультика, который там в своё время провалился.
Очень зря я посмотрела этот трейлер сразу после "Самого длинного дня в Чанъани". Что-то прям триггернул меня кадр с Мулан в макияже (
птсд от "Мемуаров гейши"?).
Макияж эпохи Тан:
Здорового человека
читать дальшеКурильщика
читать дальшеНет, если цель была в том, чтобы показать, какой якобы стрёмный был макияж в старинном Китае, и изуродовать красивую девушку по максимуму, то она, определённо, достигнута. Я бы тоже лучше ушла на войну, чем ходить с таким лицом.
Ничего не напоминает?
читать дальшеНиже - увлекательная игра "Найди на одном-единственном кадре как можно больше мелочей, к которым можно придраться".
читать дальшеПовод побрюзжать раз:
На скрине из дорамы - проститутка, но даже у неё меньше краски на лице, чем у Мулан (имя диснеевской героини я буду писать так, чтобы не путать её с китайской Хуа Мулань).
Дорама "Самый длинный день в Чанъани" прекрасно соблюдает разницу между "приличными" женщинами, пускай и празднично одетыми и накрашенными, и проститутками и артистками. Благодаря яркости и количеству макияжа их не перепутать.
Вот, например, любимая женщина императора, красавица Ян-гуйфэй на пиру:
Обратите внимание на количество косметики.
Мулан вроде замуж готовят, а не в бордель?
Повод побрюзжать два:
Ошибка визажиста - форма бровей и расположение румян. Современные брови и современное, принятое на западе место нанесения румян - ниже линии скул, чтобы подчеркнуть скулы и сделать визуально щёки более впалыми. Форма губ - туда же. Губы, накрашенные так, чтобы казаться больше, чем они есть, - ещё один современный, к тому же западный тренд.
Мне это болезненно напомнило дурные фото-проекты по мотивам старинных портретов: когда наряжают модель в старинный костюм, сооружают на голове старинную причёску, усаживают в подобие старинного интерьера... и на этом стилизация заканчивается. Сидит модель на фото, накрашенная по последним бьюти-трендам, сложив губы уточкой, - и вся стилизация летит к чертям.
Однако у Мулан не просто современный макияж - а типа "экзотический" древний макияж, но сделан он по современным канонам. В результате вся "древность" и "китайскость" пропадают.
См. скрины из дорамы для сравнения - горожанки в толпе:
Благодаря удлинённым по тогдашней моде бровям даже лица практически без макияжа приобретают аутентичный вид - словно персонаж вправду пришёл из той эпохи:
Румяна нанесены выше скул, на висках и вокруг внешнего края глаз - так, чтобы подчёркивать овал лица и округлость щёк, а не их впалость, и сглаживать и без того выступающие скулы. Это красноречивейший маркер любого китайского макияжа "под старину".
Губы окрашены не полностью: существовало много вариантов окраски губ, но никогда их не рисовали больше, чем они есть.
Про жёлтое пятно на лбу у Мулан: тренд покрывать весь лоб жёлтым (не ляпать жёлтое пятно!) существовал задолго до эпохи Тан - он был вызван началом распространения буддизма в период Вэй-Цзинь (жёлтый цвет ассоциировался с золотыми статуями Будды). К началу эпохи Тан этот тренд вышел из моды: на многочисленных фресках и картинах того времени он не встречается.
Правда, в ранний период эпохи Тан женщины рисовали на лбу жёлтый полумесяц. Рисовали полумесяц. Не ляпали себе на лоб бесформенное пятно жёлтой краски.
Затем жёлтая краска на лбу окончательно ушла в прошлое - ей на смену пришёл красный орнамент в виде цветка, хуадянь.
Нельзя пытаться в аутентичный макияж, взяв отдельные элементы - жёлтую краску на лбу, хуадянь, синий цвет бровей (не уверена, было ли это принято в эпоху Тан, а если и было, то одновременно ли и с жёлтым, и с красным цветами в макияже?) - и проигнорировав то, как и куда это всё должно быть нанесено. Да ещё и смешав моду разных эпох.
Получается винегрет - с одной стороны, погоня за экзотикой, чтобы удивить зрителя, с другой - неумение эту экзотику воспроизвести.
Мулан из провинции, не умеет краситься (а такую сложную причёску типа делать умеет?), макияж ей не идёт - ок. Но почему она при этом руководствуется бьюти-трендами 21 века? Почему рисует себе лицо так, словно она трёхлетний ребёнок, размалевавший себя фломастерами?
А если по сюжету её красила, причёсывала и одевала специально нанятая "профессиональная визажистка" - тогда я не понимаю, почему макияж выглядит настолько уродливо.
Здесь, если проскроллить пдф до конца, женщина пытается повторить стили макияжа эпохи Тан, получается плохо: www.biblionalia.info/leah/download/documentatio...
Вот как-то так могло выглядеть лицо Мулан, если бы она впервые в жизни попробовала наложить косметику.
А вот как мог выглядеть макияж от "профессиональной визажистки", который пытались воссоздать в "Мулан":
Да, это не реконструкция, как в "Самом длинном дне в Чанъани", а фантазия на тему. Да, макияж для нас странный. Но не выглядит карикатурой. А у Мулан - выглядит.
Повод побрюзжать три:
В эпоху Тан женщины в Китае не носили серьги! Проколоть уши было таким же нарушением почтительности к родителям, как и обрезать волосы или сделать татуировку. Родители дают человеку тело, и человек обязан хранить его в неприкосновенности, иначе он дурной сын/дурная дочь и не чтит предков. Единственное, что позволялось, - бриться и стричь бороду, тк человек с бородой не рождается.
Только начиная с эпохи Сун нормы того, что можно делать со своим телом, сдвигаются: женщины начинают прокалывать уши и носить серьги - а также уродовать себе ноги бинтованием.
Ляп с серьгами кочует из дорамы в дораму и из фильма в фильм, Дисней тут всего лишь следует проторенным китайцами путём: все дамы в серьгах, не взирая на эпоху.
А японкам вот серьги в уши в историчках не вставляют - и молодцы.
Повод побрюзжать четыре:
На Мулан - не одежда эпохи Тан и вообще не одежда какой-л эпохи, а просто что-то типа в китайском стиле. Вот "средняя по больнице" одежда эпохи Тан, и причёски заодно:
Это кофта, юбка-жуцюнь, подвязанная над грудью, и модный аксессуар - широкий шарф, как-нибудь фантазийно наброшенный поверх.
Фиолетовый цвет в танском Китае был "зарезервирован" для чиновников высших рангов и для императорского двора. Для дочери скромного провинциального служащего надеть фиолетовое платье - 1) очень смело 2) наказуемо.
На этом крайне увлекательная игра в придирки закончена.
Да, китайцы сами из года в год штампуют клюкву вроде такой и не заморачиваются историчностью:
Да, "Самый длинный день в Чанъани" - это шедевр в том, что касается матчасти: такой появляется не каждый год.
Да, "Мулан" вообще не про одежду и косметику, а про войну.
Да, с моей стороны это всё совершеннейшее крохоборство.
Но всё равно обидно, когда знаешь, что могло бы быть лучше.
К тому же это Дисней - этот фильм посмотрят миллионы. И миллионы будут считать, что вот так вот и выглядел старинный китайский макияж. Соцсети уже полны фотками, где девушки пытаются повторить макияж Мулан, называя это "китайским макияжем эпохи Тан".А, ну и поселить Мулан в традиционном круглом доме (
тулоу) народности хакка с самого юга Китая, из Фуцзяни, -
"О, круглый дом! Круто! Давайте и его тоже запихнём в экранизацию!"
Хрен с тем, что тулоу - это анахронизм (я только за анахронизмы, если это выглядит интересно и работает на сюжет), но:
Во-первых, Мулан у Диснея вроде как этническую принадлежность не меняла - она китаянка-хань, а не хакка?
Вообще на самом деле Хуа Мулань была, вполне возможно, не хань, а тоба (ответвление кочевой народности сяньби), тк жила в основанной тобгачами империи Северная Вэй.Во-вторых, она вроде как живёт на севере и защищает страну от северных кочевников?
Если уж нарушаешь что-то - надо чётко понимать, зачем ты это делаешь и стоит ли оно того. В чём смысл тулоу в "Мулан"? Да ни в чём. Это такая же погоня за экзотикой ради экзотики, как и синие брови на жёлтом лбу с красным хуадянем.
В общем, это как мазанки в фильме про древний Новгород.
Расстраивают меня такие мелочи, ничего не могу с собой поделать. Ну т.е. либо снимайте голливудскую версию Китая с песнями, дракончиками и всякими прикольными восточноазиатскими штуками, чтобы порадовать фанатов оригинального мультика, с которым они выросли и который они любят, - либо беритесь за дело серьёзно, благо ресурсов и бюджета - выше крыши, а консультанты по сравнению со спецэффектами стоят копейки.