В продолжение поста youlan.diary.ru/p219793440.htm


Возьмём современные сериалы - наши или зарубежные. Будь то Алиенора Аквитанская, Лукреция Борджиа, Роксалана, Елизавета Петровна, Наташа Ростова или Серсея Ланнистер - на них на всех будет одинаковый современный "натуральный" мэйкап. Или хуже - просто современный мэйкап. Лицо знатной дамы будет выглядеть так же, как лицо служанки, лицо проститутки - как лицо замужней женщины, лицо крестьянки - как лицо горожанки. И это также нелепо, как накрашенная по моде 60х Мишель Мерьсе в роли Анжелики при дворе Короля-Солнце.

Взять хоть "Софию Палеолог" 2016, где действительно очень круто вложились в костюмы - пусть они и получились скорее по моде 17в, бог с этим: мы очень мало знаем про моду 15в в Московии, поэтому 17в всегда идёт дефолтом для Московской Руси - но полностью проигнорировали косметику. А ведь монголы принесли на Русь с востока, из Китая, традицию яркого чёрно-бело-алого макияжа, которая так шокировала европейцев, но была популярна до самого конца 17в. Румяна, белила и сурьма местного и иностранного производства продавались в особых белильных рядах на городских рынках и были важной частью приданого невесты.

Энтони Дженкинсон, английский посол при Иване Грозном: "Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски".
Адам Олеарий (17в): "В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску".

Не раз видела, как современные авторы вслед за свидетельствами иностранцев упрекают женщин Московской Руси в дурновкусии из-за злоупотребления косметикой. Но какого чёрта мнение тогдашних европейцев о том, было это красиво или нет, возводится в абсолют? Ядовито - бесспорно: румяна - это киноварь, сурьма и белила - соли свинца (неудивительно, что жёны Ивана Грозного мёрли одна за другой). Но эстетика - это дело привычки. Одежды европейцев, особенно мужчин, в тот период тоже были, кхм, странными, особенно если сравнивать с русским костюмом, гораздо более гармоничным - ну, на мой субъективный вкус.

В общем, покажите мне хоть где-нибудь русскую боярыню с выбеленным лицом, чернёными "соболиными" бровями и румянцем а ля "Древний Китай"! Это ведь можно сделать красиво - вовсе не обязательно шокировать зрителя экзотикой, как в "Мулан". Можно даже не чернить зубы, как это было принято тогда на Руси и как это до сих пор в определённых случаях делают японские гейши.

С таким макияжем лицо, обрамлённое - как икона драгоценным окладом - высокой, расшитой драгоценными камнями, жемчугом и бисером кикой, златотканным платком, парчовым оплечьем с меховой опушкой, не потеряется среди всего этого пёстрого блеска ни в сумерках в слабо освещённой теремной палате, ни на улице среди бела дня. Женский макияж Московской Руси - это функциональный макияж, он не просто так держался в моде так долго.

И поэтому в "Софье Палеолог" все костюмы, при разнообразии тканей и сложности вышивок - тусклых, сдержанных тонов, словно они долго пролежали на солнце. Иначе нельзя - лица актеров потеряются. А ведь именно яркий цвет платья - это то, что отличало знать от простолюдинов до изобретения дешёвых и стойких красителей: чтоб за километр было видно, перед кем падать на колени.

Когда исчезла традиция такого макияжа на Руси? Да когда Пётр ввёл европейское платье. Для европейского платья требовался иной мэйк. То, о чём я и говорю - одежда и косметика в культуре идут рука об руку, дополняя друг друга.

Исторический макияж - это атмосфера, это сочетание с нарядами - потому что ни макияж, ни наряды не существуют в вакууме, отдельно друг от друга. Это наглядная демонстрация разницы социальных статусов, разницы культур. А ещё это такой простор для фантазии! А уж если речь идёт о фэнтези или сай-фай (вспомнить хотя бы Падме Амидалу или "Блэйд раннера") - там сам бог велел воспользоваться этим инструментом социо-культурной характеристики и проявить фантазию!

Но этот аспект постоянно игнорируется в кино и сериалах, увы.