...one and one, eleven, an inelegant number.
В последнее время в ру-фандоме всё чаще встречаю мнение, что Яо носит шапку в знак того, что сдал государственные экзамены.
Что такое государственные экзамены по мнению тех, кто разделяет этот фанон? Видимо, нечто вроде аттестата об окончании школьного или высшего образования. Быстренько сдал - и свободен, с дипломом (то есть, пардон, с шапкой-ушамао): +100 к ЧСВ.
Что такое государственные экзамены (система "кэцзюй") в старинном Китае на самом деле? Это трудоустройство на госслужбу - экзамены на государственный чин.
Дальше пишу вкратце и в общем, тк система менялась от династии к династии.
читать дальшеСистема государственных экзаменов возникла из необходимости отбора на государственную службу талантливых кандидатов.
Во время династии Хань правители областей составляли списки талантов, которых рекомендовали на госслужбу. Конечно, это был не самый хороший вариант, тк в списки попадали друзья и родственники правителей и те, кто дал им взятку, а по-настоящему талантливые люди не имели шанса пробиться наверх. Попытки реформировать эту систему были предприняты ещё во время Троецарствия в царстве Вэй. В эпоху Суй списки заменили на экзамен, результаты которого проверялись непосредственно в столице. По настоящему массово система экзаменов стала применяться в эпоху Сун (960–1279). С точки зрения привлечения на госслужбу талантливых людей это был, безусловно, шаг вперёд.
Однако новая система тоже обросла недостатками: на экзамене оценивались не оригинальность и талант, а умение следовать образцам, появились имущественные фильтры, в том числе и в виде полулегальных взяток, именуемых подарками. Талантливые люди отчаивались, предпринимая раз за разом попытки сдать экзамен и терпя в итоге финансовый и часто личностный крах, зато на госслужбу с лёгкостью попадали бесталанные дети крупных чиновников и богачей со связями.
Система экзаменов на чин выдержала несколько реформ и просуществовала в Китае до 1905.
Проводился экзамен раз в несколько лет (как правило, раз в 3 года) в столице и/или в региональных центрах. Т.е человек несколько лет готовился к экзамену, копил деньги на дорогу и проживание в другом городе (а также на взятки и вполне официальные подарки экзаменаторам - это служило фильтром, отсеивающим малообеспеченные слои). Потом возвращался в родной город или село и ждал результата. При неудаче всё повторялось заново.
Большим успехом считалось, если экзамен удавалось сдать до 30 лет. Нормой - сдать, когда тебе за 30, после нескольких попыток и многих лет обучения.
Подготовка к экзаменам была специфичной (напоминала скорее натаскивание: например, написание сочинений по строго установленным образцам) и стоила дорого (малообеспеченные семьи не могли себе этого позволить).
Немного статистики:
Тан (618–907) - 6,504 сдавших экзамен
Сун (960–1279) - 118 экзаменов - 38,517 сдавших экзамен
Юань (1271–1368)- 16 экзаменов - 1,136 сдавших экзамен
Мин (1368–1644)- 89 экзаменов - 24,536 сдавших экзамен
Цин (1636–1912)- 112 экзаменов - 26,622 сдавших экзамен
К экзаменам - официально или неофициально - допускались не все. "Низким" людям - бродягам, секс-работникам, актёрам, рабам, предсказателям, мясникам и, разумеется, женщинам - сдавать экзамены было запрещено.
Из простых людей к экзаменам допускались учёные, крестьяне, ремесленники (не во все эпохи) и торговцы (тоже не во все эпохи).
Кандидата к экзамену рекомендовала его школа, либо кандидат заранее проходил процедуру регистрации в администрации родной области, а та передавала сведения о нём в региональный центр или в столицу, где проходил экзамен.
Помимо этого, существовали и квоты на допуск. Не успел (или не дал взятку) - жди ещё несколько лет следующего экзамена.
Экзамены постепенно становились всё более многоуровневыми: система присваиваемых учёных степеней усложнялась, экзамены на низшие степени проводились в областях или уездах, на высшую - в столице. Мне лень расписывать, за подробностями сюда: en.wikipedia.org/wiki/Imperial_examination
Счастливчики, сдавшие экзамен на высшую степень, отправлялись в столицу (снова расходы на дорогу и жильё! и взятки, то есть, пардон, подарки), где в присутствии императора ранги успешных кандидатов публично оглашались и заносились в династические хроники.
Что происходило после успешной сдачи экзамена?
Получившие степень пожизненно освобождались от уплаты налогов и получали назначение на госслужбу: чем выше ранг на экзамене - тем почётнее и денежнее должность.
Является ли Яо императорским чиновником? Нет.
Так из чего делается вывод, что где-то за кадром, уже став сыном ЦГШ (иначе его не допустили бы к экзаменам), но до 118й экстры и падения с лестницы №2 (или до Низвержения Солнца - вроде, на банкете после войны он уже в шапке?), Яо успел подготовиться (а натаскивали на экзамен с раннего детства, и простой грамотности и эрудиции было недостаточно, чтобы экзамен сдать), смотаться в столицу или в "облцентр", успешно сдать экзамен на чиновничью должность, потом на эту чиновничью должность начихать и вернуться к отцу, но за каким-то хреном продолжать носить чиновничью униформу (что, кстати, для "нечиновника" являлось преступлением)?
Теперь про ушамао.
читать дальшеДа, чиновники высших рангов носили особые шапки. Не во все эпохи именно ушамао (乌纱帽, парадную шапку из чёрной кисеи/сетки), но носили. Отличительным знаком чиновника служили его шапка и пояс.
В фанонах про сдавшего экзамены Яо его шапку всегда называют ушамао. Что такое ушамао? Сейчас под ушамао 乌纱帽, она же футоу 襆頭, понимают часть униформы чиновников эпохи Мин (1368–1644), чёрную шапку из кисеи с двумя "крылышками" по бокам. (en.wikipedia.org/wiki/Futou) В современном Китае "ушамао" используется как метафора государственных постов.
До династии Мин такие полупрозрачные чёрные шапки мог носить любой. Они появились примерно во время Восточной Цзинь и стали очень популярны среди всех слоёв общества в эпоху Северных и Южных династий (420—589).
Шапку чиновника от просто шапки отличало наличие определённых украшений и орнаментов.
"Крылышки" добавил к шапкам один из императоров династии Сун (960–1279), чтобы его министры не шушукались во время совещаний. (Заодно оцените, какой высокий ранг тогда требовался, чтобы носить "крылатую" шапку.)
Простым гражданам запретили носить ушамао только во время династии Мин (1368–1644) (baike.baidu.com/item/%E4%B9%8C%E7%BA%B1%E5%B8%B...).
Вот ушамао эпохи Мин, сравните с шапкой Яо:

Как уже было сказано, сейчас слово "ушамао" ассоциируется исключительно с "крылатой" чиновничьей шапкой и является синонимом госдолжности.
Появляется ли слово ушамао 乌纱帽 хоть раз на страницах "Модао цзуши"? Нет. Забиваем в гугл "www.luoxia.com/modaozushi/: 乌纱帽" и проверяем. Слово "ушамао" в новелле не употребляется ни разу.
Головной убор Яо в новелле называется "маоцзы" 帽子 - просто "шапка", или "умао" 乌帽 - "чёрная шапка". Снова берём гугл и проверяем: "www.luoxia.com/modaozushi/: 金光瑶 帽子"
Что такое умао 乌帽? Словарь даёт такой перевод: "чёрный головной убор (отшельника); шапка учёного, живущего на покое" (www.zhonga.ru/chinese-russian/%E4%B9%8C%E5%B8%B...)
В общем, вполне подходящий головной убор для даоса-заклинателя.
Вот статья про умао в байкэ: baike.baidu.com/item/%E4%B9%8C%E5%B8%BD/7314833
Тут сказано, что такую шапку носила знать в эпоху Тан. После династии Тан умао стала частью наряда простых людей и отшельников.
Напомню, в новелле (да и во всех адаптациях) Яо носит юаньлиньпао - халат с круглым вырезом, ставший модным как раз в эпоху Тан. Т.е. на Яо типичная одежда знатного господина эпохи Тан.
Почему у шапки такая странная для нас форма? Чтобы под шапкой оставалось место для пучка волос.
Напомню, волосы в старину в Китае не стригли - это считалось неуважением к предкам. Поэтому китайцам ничего не оставалось, кроме как носить на голове либо нечто, напоминающее высокий колпак, либо шапки такой вот необычной формы, с предусмотренным в задней части возвышением для пучка.
Шапка изготовлялась из тонкой полупрозрачной кисеи, марли или просто сетки, чтобы в жару голова не потела.
P.S. Ну и, разумеется, шапка - не "корона" Верховного Заклинателя. В новелле Яо носит её задолго до появления самой этой должности.
Что такое государственные экзамены по мнению тех, кто разделяет этот фанон? Видимо, нечто вроде аттестата об окончании школьного или высшего образования. Быстренько сдал - и свободен, с дипломом (то есть, пардон, с шапкой-ушамао): +100 к ЧСВ.
Что такое государственные экзамены (система "кэцзюй") в старинном Китае на самом деле? Это трудоустройство на госслужбу - экзамены на государственный чин.
Дальше пишу вкратце и в общем, тк система менялась от династии к династии.
читать дальшеСистема государственных экзаменов возникла из необходимости отбора на государственную службу талантливых кандидатов.
Во время династии Хань правители областей составляли списки талантов, которых рекомендовали на госслужбу. Конечно, это был не самый хороший вариант, тк в списки попадали друзья и родственники правителей и те, кто дал им взятку, а по-настоящему талантливые люди не имели шанса пробиться наверх. Попытки реформировать эту систему были предприняты ещё во время Троецарствия в царстве Вэй. В эпоху Суй списки заменили на экзамен, результаты которого проверялись непосредственно в столице. По настоящему массово система экзаменов стала применяться в эпоху Сун (960–1279). С точки зрения привлечения на госслужбу талантливых людей это был, безусловно, шаг вперёд.
Однако новая система тоже обросла недостатками: на экзамене оценивались не оригинальность и талант, а умение следовать образцам, появились имущественные фильтры, в том числе и в виде полулегальных взяток, именуемых подарками. Талантливые люди отчаивались, предпринимая раз за разом попытки сдать экзамен и терпя в итоге финансовый и часто личностный крах, зато на госслужбу с лёгкостью попадали бесталанные дети крупных чиновников и богачей со связями.
Система экзаменов на чин выдержала несколько реформ и просуществовала в Китае до 1905.
Проводился экзамен раз в несколько лет (как правило, раз в 3 года) в столице и/или в региональных центрах. Т.е человек несколько лет готовился к экзамену, копил деньги на дорогу и проживание в другом городе (а также на взятки и вполне официальные подарки экзаменаторам - это служило фильтром, отсеивающим малообеспеченные слои). Потом возвращался в родной город или село и ждал результата. При неудаче всё повторялось заново.
Большим успехом считалось, если экзамен удавалось сдать до 30 лет. Нормой - сдать, когда тебе за 30, после нескольких попыток и многих лет обучения.
Подготовка к экзаменам была специфичной (напоминала скорее натаскивание: например, написание сочинений по строго установленным образцам) и стоила дорого (малообеспеченные семьи не могли себе этого позволить).
Немного статистики:
Тан (618–907) - 6,504 сдавших экзамен
Сун (960–1279) - 118 экзаменов - 38,517 сдавших экзамен
Юань (1271–1368)- 16 экзаменов - 1,136 сдавших экзамен
Мин (1368–1644)- 89 экзаменов - 24,536 сдавших экзамен
Цин (1636–1912)- 112 экзаменов - 26,622 сдавших экзамен
К экзаменам - официально или неофициально - допускались не все. "Низким" людям - бродягам, секс-работникам, актёрам, рабам, предсказателям, мясникам и, разумеется, женщинам - сдавать экзамены было запрещено.
Из простых людей к экзаменам допускались учёные, крестьяне, ремесленники (не во все эпохи) и торговцы (тоже не во все эпохи).
Кандидата к экзамену рекомендовала его школа, либо кандидат заранее проходил процедуру регистрации в администрации родной области, а та передавала сведения о нём в региональный центр или в столицу, где проходил экзамен.
Помимо этого, существовали и квоты на допуск. Не успел (или не дал взятку) - жди ещё несколько лет следующего экзамена.
Экзамены постепенно становились всё более многоуровневыми: система присваиваемых учёных степеней усложнялась, экзамены на низшие степени проводились в областях или уездах, на высшую - в столице. Мне лень расписывать, за подробностями сюда: en.wikipedia.org/wiki/Imperial_examination
Счастливчики, сдавшие экзамен на высшую степень, отправлялись в столицу (снова расходы на дорогу и жильё! и взятки, то есть, пардон, подарки), где в присутствии императора ранги успешных кандидатов публично оглашались и заносились в династические хроники.
Что происходило после успешной сдачи экзамена?
Получившие степень пожизненно освобождались от уплаты налогов и получали назначение на госслужбу: чем выше ранг на экзамене - тем почётнее и денежнее должность.
Является ли Яо императорским чиновником? Нет.
Так из чего делается вывод, что где-то за кадром, уже став сыном ЦГШ (иначе его не допустили бы к экзаменам), но до 118й экстры и падения с лестницы №2 (или до Низвержения Солнца - вроде, на банкете после войны он уже в шапке?), Яо успел подготовиться (а натаскивали на экзамен с раннего детства, и простой грамотности и эрудиции было недостаточно, чтобы экзамен сдать), смотаться в столицу или в "облцентр", успешно сдать экзамен на чиновничью должность, потом на эту чиновничью должность начихать и вернуться к отцу, но за каким-то хреном продолжать носить чиновничью униформу (что, кстати, для "нечиновника" являлось преступлением)?
Теперь про ушамао.
читать дальшеДа, чиновники высших рангов носили особые шапки. Не во все эпохи именно ушамао (乌纱帽, парадную шапку из чёрной кисеи/сетки), но носили. Отличительным знаком чиновника служили его шапка и пояс.
В фанонах про сдавшего экзамены Яо его шапку всегда называют ушамао. Что такое ушамао? Сейчас под ушамао 乌纱帽, она же футоу 襆頭, понимают часть униформы чиновников эпохи Мин (1368–1644), чёрную шапку из кисеи с двумя "крылышками" по бокам. (en.wikipedia.org/wiki/Futou) В современном Китае "ушамао" используется как метафора государственных постов.
До династии Мин такие полупрозрачные чёрные шапки мог носить любой. Они появились примерно во время Восточной Цзинь и стали очень популярны среди всех слоёв общества в эпоху Северных и Южных династий (420—589).
Шапку чиновника от просто шапки отличало наличие определённых украшений и орнаментов.
"Крылышки" добавил к шапкам один из императоров династии Сун (960–1279), чтобы его министры не шушукались во время совещаний. (Заодно оцените, какой высокий ранг тогда требовался, чтобы носить "крылатую" шапку.)
Простым гражданам запретили носить ушамао только во время династии Мин (1368–1644) (baike.baidu.com/item/%E4%B9%8C%E7%BA%B1%E5%B8%B...).
Вот ушамао эпохи Мин, сравните с шапкой Яо:

Как уже было сказано, сейчас слово "ушамао" ассоциируется исключительно с "крылатой" чиновничьей шапкой и является синонимом госдолжности.
Появляется ли слово ушамао 乌纱帽 хоть раз на страницах "Модао цзуши"? Нет. Забиваем в гугл "www.luoxia.com/modaozushi/: 乌纱帽" и проверяем. Слово "ушамао" в новелле не употребляется ни разу.
Головной убор Яо в новелле называется "маоцзы" 帽子 - просто "шапка", или "умао" 乌帽 - "чёрная шапка". Снова берём гугл и проверяем: "www.luoxia.com/modaozushi/: 金光瑶 帽子"
Что такое умао 乌帽? Словарь даёт такой перевод: "чёрный головной убор (отшельника); шапка учёного, живущего на покое" (www.zhonga.ru/chinese-russian/%E4%B9%8C%E5%B8%B...)
В общем, вполне подходящий головной убор для даоса-заклинателя.
Вот статья про умао в байкэ: baike.baidu.com/item/%E4%B9%8C%E5%B8%BD/7314833
Тут сказано, что такую шапку носила знать в эпоху Тан. После династии Тан умао стала частью наряда простых людей и отшельников.
Напомню, в новелле (да и во всех адаптациях) Яо носит юаньлиньпао - халат с круглым вырезом, ставший модным как раз в эпоху Тан. Т.е. на Яо типичная одежда знатного господина эпохи Тан.
Почему у шапки такая странная для нас форма? Чтобы под шапкой оставалось место для пучка волос.
Напомню, волосы в старину в Китае не стригли - это считалось неуважением к предкам. Поэтому китайцам ничего не оставалось, кроме как носить на голове либо нечто, напоминающее высокий колпак, либо шапки такой вот необычной формы, с предусмотренным в задней части возвышением для пучка.
Шапка изготовлялась из тонкой полупрозрачной кисеи, марли или просто сетки, чтобы в жару голова не потела.
P.S. Ну и, разумеется, шапка - не "корона" Верховного Заклинателя. В новелле Яо носит её задолго до появления самой этой должности.
@темы: магистр дьявольского культа, mo dao zu shi, modao zushi
И просто очень интересно.
Во время династии Хань правители областей составляли списки талантов, которых рекомендовали на госслужбу. Конечно, это был не самый хороший вариант, тк в списки попадали друзья и родственники правителей и те, кто дал им взятку, а по-настоящему талантливые люди не имели шанса пробиться наверх. Попытки реформировать эту систему были предприняты ещё во время Троецарствия в царстве Вэй. В эпоху Суй списки заменили на экзамен, результаты которого проверялись непосредственно в столице.
Но постепенно новая система обросла недостатками: на экзамене оценивались не оригинальность и талант, а умение следовать образцам, появились имущественные фильтры, в том числе и в виде полулегальных взяток, именуемых подарками (на чём ХС и погорел). Талантливые люди отчаивались, предпринимая раз за разом попытки сдать экзамен и терпя в итоге финансовый и часто личностный крах, зато на госслужбу с лёгкостью попадали бесталанные дети крупных чиновников и богачей со связями.
Система госэкзаменов просуществовала в Китае до 1905, но уже во время династии Мин напоминала неповоротливого бегемота.
UPD: пожалуй, добавлю это в пост ))
Зато теперь абсолютно точно понятно, чо там был за "подарок" и почему, не получив его, рыба был обречён.