...one and one, eleven, an inelegant number.
Особенно впечатлили эти два абзаца. Про 4% в Сев. Америку я знала, про то, куда были отправлены остальные, - нет:
"А теперь неожиданные цифры. Никто не знает точно, сколько африканцев было перевезено в Америку. Ученые, политики, энтузиасты теорий заговора пытаются считать и ни у кого не сходятся концы с концами. От 12 до 18 миллионов человек. Известно примерное процентное соотношение. Северная Америка (т.е. фактически США) потребила всего 4% ввоза черных рабов. Это не опечатка: четыре. Может, пять. То есть, все это: Хижина дяди Тома, “I had a dream”, Джим, плывущий по реке на плоту с Геком Финном, Мартин Лютер Кинг и Черные пантеры, джаз, блюз и рэп – весь этот огромный культурный слой вызван к жизни потомками 4 - 5% африканцев, привезенных в трюмах невольничьих кораблей. 40% процентов забрала гигантская бездонная Бразилия. А больше 50% были отправлены на горсть Карибских островов. Возникает вопрос: Куда делись все эти люди? Как они туда вообще поместились? Где их потомки?
У них не было потомков. Они умерли, не успев родить детей. Они были замучены молодыми на сахарных плантациях Гаити, Барбадоса, Мартиники, Гваделупе, Ямайки и Кубы."
"А теперь неожиданные цифры. Никто не знает точно, сколько африканцев было перевезено в Америку. Ученые, политики, энтузиасты теорий заговора пытаются считать и ни у кого не сходятся концы с концами. От 12 до 18 миллионов человек. Известно примерное процентное соотношение. Северная Америка (т.е. фактически США) потребила всего 4% ввоза черных рабов. Это не опечатка: четыре. Может, пять. То есть, все это: Хижина дяди Тома, “I had a dream”, Джим, плывущий по реке на плоту с Геком Финном, Мартин Лютер Кинг и Черные пантеры, джаз, блюз и рэп – весь этот огромный культурный слой вызван к жизни потомками 4 - 5% африканцев, привезенных в трюмах невольничьих кораблей. 40% процентов забрала гигантская бездонная Бразилия. А больше 50% были отправлены на горсть Карибских островов. Возникает вопрос: Куда делись все эти люди? Как они туда вообще поместились? Где их потомки?
У них не было потомков. Они умерли, не успев родить детей. Они были замучены молодыми на сахарных плантациях Гаити, Барбадоса, Мартиники, Гваделупе, Ямайки и Кубы."
05.05.2018 в 09:22
Пишет Легионер в отставке:КОРСАРЫ И ЗОМБИ. САХАР И СОЛЬURL записи
Пишет Гламурзельglam_fille
Сначала я хотала написать пост (или несколько) о том, что практически все, что вы знаете о пиратах, придумал мой любимый писатель Роберт Льюис Стивенсон. А потом я съездила в Новый Орлеан и захотела написать о том, что все, что вы знаете о зомби, – это выдумка Голливуда. А потом я внезапно осознала, что настоящие зомби и корсары – это продукты одного места и времени, дети одной эпохи. Исторические буканьеры и зомби могли, фигурально выражаясь, хлебать из одной миски. Фильм про пиратов Карибского моря с его проклятой командой "Черной Жемчужины", превращающейся под светом Луны в скелеты и не способной умереть, не так уж далеко бьет от исторической истины. Ближе, чем нам кажется.
Оставайтесь с нами и вы больше никогда не будете смотреть на Джонни Деппа прежними глазами и не будете воспринимать сахар и соль как что-то само собой разумеющееся. Только, пожалуйста, не пересказывайте это детям и в школе.
Все началось на Гаити в 16 веке.
Часть 1. НЕСЛАДКИЙ МИР
glam-fille.livejournal.com/672918.html
Из всех наркотиков, которые Новый Свет начал активно экспортировать в Европу, самым сильным был не кофе, не табак и не кокаин, а сахар. Сахар, который там изначально не рос.
До 16 века Европа фактически использовала только один подсластитель: мёд. Добывать сахар из свеклы научатся только в середине 18 века. Кристаллический сахар из тростника в Европе знали, но он был страшно дорогой и практически не использовался в нормальном быту. Короли заказывали сто пятьдесят грамм перед свадьбой.
Сахарный тростник происходит из Юго-восточной Азии, откуда он перекинулся в Индию и Китай. читать дальшеДревний Рим знал египетский сахар, но потом настали Средние века и Европа оказалась отрезана от Африки и Ближнего Востока. Арабские завоеватели заново познакомили с сахаром европейцев. Крестоносцы привозили сахар домой в крошечных пробирках в качестве чудесного лекарственного средства. Когда мы говорим о пресловутых «восточных пряностях», которые покупали в прямом смысле слова на вес золота и за которыми подался в свое рискованное путешествие Христофор Колумб, сахар следует перечислять через запятую.
К концу Средневековья венецианские купцы успешно монополизировали сахарную торговлю и ломили за привозной арабский и индийский сахар бешеные деньги. Разумеется, практически мыслящие бизнесмены делали попытку приблизить сахар к потребителю. Но это создавало массу проблем. Для роста сахарному тростнику нужно очень много воды и очень много тепла. В Европе мест, похожих климатом на Индонезию, практически нет. Даже если найти теплое место поближе к цивилизации, организовать орошение и высадить тростник, производство сахара все равно натыкалось на серьезные препятствия.
Сахарный тростник это толстые тяжеленные прутья в рост человека, пропитанные сладким соком, который после срезания сразу начинает бродить. Что означает, обрабатывать тростник-сырец нужно прямо на месте, желательно в течении первых сорока восьми часов после уборки. Сразу весь урожай. То есть, переработка сахарного тростника требовала огромных одновременных затрат рабочей силы. Рубка и отжим стеблей, последующее выпаривание полученного сока и кристаллизация - это многочасовая каторжная работа. Ей невозможно заниматься параллельно с какими-то другими делами, и для нормального крестьянского хозяйства это абсолютно бессмысленная культура. Возделывать сахар имеет смысл только промышленными масштабами, руками рабов на больших площадях. В Европе это делали на Кипре, Сицилии и в Андалусии. Больше нигде не было возможно совместить необходимые природные условия с необходимым объёмом дешевой рабочей силы. Это позволяло европейским производителям держать такой же высокий ценник, какой был на импортный сахар.
Пока Колумб не высадился на Гаити.
Эспаньола, как Колумб назвал первый кусок открытого им континента, на первый взгляд его сильно разочаровала. Там не было ожидаемых золота и бриллиантов. И специй там тоже не было. Пометавшись по окресным островам в попытках найти Японию, которая по его расчетам была где-то рядом с Кубой, потеряв один из трех кораблей, не обнаружив золота, но зато открыв табак, Колумб возвращается домой.
«Вест-Индию нашли, специй там нет, сахара тоже нет, золото ищем, вот покурите пока», - так можно сжато изложить суть его отчетного доклада инвесторам. «Полный провал, шеф», - подумали инвесторы, пока кто-то умный не задал интересный вопрос: «А как насчет земли? Может, мы сможем там что-нибудь растить?» И этим он навсегда изменил течение мировой истории.
Понимаете, в тот момент никто еще не мог предполагать, что так называемый “Колумбов обмен” будет двусторонним: идеология за экспедицией Колумба была «найти где плохо лежит и хапнуть», а не «вывести и организовать производство». Поэтому человек, подаривший Колумбу перед началом его второй экспедиции несколько черенков сахарного тростника, был, я не преувеличиваю, величайшим стратегическим гением того времени и мыслил невероятно масштабно. Ну или просто не понимал, что делает. Потому что везти сахарный тростник в Индию – это как везти сов в Афины или в Тулу пряники. Колумб все еще уверен, что возвращается в Индию и того и гляди отыщет там Китай.
Часть 2. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕДЕЛ
glam-fille.livejournal.com/673227.html
Вообще-то Колумб плыл за следующими вещами:
1) золотом
2) драгоценными камнями
3) пряностями
4) накрутить хвост Португалии
Если б он знал, что ехал за мокасинами, помидорами и картошкой, ему б тогда Изабелла Кастильская (жизнерадостная женщина на фотографии внизу), может, и не дала бы грант на поездку, потому что она не была дальновидным хозяйственником. А была она царствующей бандиткой, считавшей, что улучшить состояние казны можно только одним способом: отобрать у кого-нибудь что-нибудь ценное. Что и привело к фантастически крутому графику взлета и падения испанской империи в 16 веке.
Над Колумбом висел страшный риск, что по приезду грант отзовут и голову отрубят, потому что из первой своей поездки он привез всякую ерунду: восемь рабов, несколько золотых побрякушек неизвестного происхождения, гамак, ананас и индейку. Честное слово, будь я на месте его инвесторов, Америка так и осталась бы толком не открытой.
Колумбу не оторвали голову только потому, что он убедил испанскую корону, что он открыл принципиально новые территории. Довольно быстро стало понятно, что Антильские острова – это-таки не Япония. Следовательно, Испании нужно было быстро застолбить новые земли – ничейные, поскольку голые местные жители, «тихие и покрытые шрамами», в расчет не брались, - а потом уж можно было выяснять, как эти земли использовать, и где искать там золото.
Проблема была в том, что к этому моменту мир был уже как бы поделен. Папская булла «Inter caetera» («Ко всему прочему») от 1456 года (не путать с одноименной буллой 1493 года, изданной уже после прибытия Колумба) распределяла права на все будущие завоевания, все Великие Географические открытия, которые будут совершены. Мир делился между Испанией и Португалией. Все, что будет открыто на юг и восток от Канарских островов «вплоть до Индий» отходило Португалии, все, что на запад – Испании. Португалия под благословением этой буллы успешно продвигается на юг вдоль Африканского побережья, надеясь вот-вот добраться потихоньку до Индии (до специй и сахара), и тут, понимаете, приплывает Колумб и утверждает, что он до Индии – то есть, до каких-то неизвестных до сих пор осторовов, которые он называет Вест-Индией, - добрался и застолбил их для испанских королей.
Раздел проходил чуть-чуть левее Африки
Немедленно Испания и Португалия схлестнулись в очень смешном дебате, основанном на неожиданном для того вемени географическом казусе. Представьте себе мир, в котором Америки не существует. Глобус загибается круто в Китае, и из Японии можно в сильный телескоп разглядеть Лондонский парламент. Колумб поплыл на запад от Европы, но острова нашел на восток от Европы, вынырнув на другой стороне карты. «Класс какой, - сказала Португалия, - спасибо вам большое, что вы нашли короткий путь в нашу Индию. Теперь мы будем ею пользоваться. Чмоки-чмоки». Испания онемела на секунду от такой наглости, но быстро оправилась и перевела разговор в папский суд.
- Это где ж такое видано, - кричали испанцы, - чтобы люди снаряжали экспедицию, плыли черт знает куда (с риском, между прочим, свалиться с края Земли), открывали новые земли, чтобы потом за просто так взять и отдать их этим гадам португальцам?
- Что значит «отдать»? – интеллигентно возражали португальцы. – Они как бы всегда были нашими. По булле 56 года «все, вплоть до Индий». Он же говорит, что Индию нашел, так? Ну и из-за чего истерика?
- Вест-Индию! – орала в ответ Испания. – Вест! От слова «Запад»! Который наш! Вы что, картой пользоваться не умеете? Право от лево не отличаете? Все, что налево от Гранд Канарии – наше. А вы этой буллой хотели оттяпать себе Африку – вот и целуйтесь теперь со своей Африкой. У вас, кажется, кто-то плывет вокруг мыса Доброй Надежды? Вот и пускай плывет!..*
Самое смешное, что далеко не все участники этого спора вообще были уверены, что Земля круглая.
Индийский глава ручкуется с добравшимся представителем Европы
Короче, пришлось срочно заключать новый - Тордесильясский - договор, установивший линию раздела мира таким образом, что все, что находилось налево от «папского» меридиана проходящего в 100 лигах от Азорских островов, становилось испанским, а то, что было оттуда направо, - португальским. То есть, Португалии отходил почти весь Атлантический океан с островами, а Испании, как уже потом оказалось, отошла вся Америка. Испания сначала очень возрадовалась, а потом была обнаружена Бразилия, которая, как край юбки, застрявшей в дверях, оказалась на португальской стороне – тут уже возликовали португальцы. И поэтому сейчас вся Южная Америка говорит по-испански, кроме Бразилии, которая говорит по португальски. И поэтому всем остальным морским державам, а именно Англии, Франции и новорожденным Нидерландам, пришлось развивать в Новом Свете пиратство. Потому что, если вы заметили, на них Тордессильясский договор вообще не распространялся. То есть, никаких прав на территориальные претензии в Новом Свете они не имели. От слова «абсолютно».
------
* Испанцы в этом воображаемом диалоге немного ошибаются: в 1494 году Бартоломео Диас уже обогнул мыс Доброй Надежды и вернулся, а Васко да Гама еще не отправился в путь, но их эмоции обоснованы: Португалия отказалась финансировать экспедицию Колумба именно потому, что проект да Гамы показался им более реалистичным.
ЧАСТЬ 3. НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ
glam-fille.livejournal.com/673406.html
Французские предприниматели перераспределяют богатства Америки
Пиратство не было американским изобретением. Может быть, вы помните давным-давно я рассказывала о том, как средиземноморские пираты нападали на Древний Рим – и даже они не были основоположниками жанра. Но в отличие от традиционного пиратства, которое являлось морской формой бандитизма, пиратство в Карибском бассейне было способом перераспределения награбленного между странами-участниками колонизации Америки. Я объясню.
Напоминаю расклад сил на начало 16 века: вся Америка, как открытая, так и неоткрытая, за исключением Бразилии, принадлежит испанцам (какие индейцы, бог с вами). Единственной причиной, по которой другим странам вообще удается урвать себе колонии в Новом Свете было то, что Испания не слишком мелочилась и оживленно искала (а потом вывозила вагонами) драгметаллы, и если какая-то территория этих богатств не имела, Испания теряла к ней интерес, и можно было приплыть и втихушку ее захватить (и быстро отстроить форт, потому что в любой момент испанцы могли вспомнить и попытаться отобрать назад).Так получилось с Малыми Антильскими островами - слишком незначительными клочками суши, чтобы Испании была охота с ними возиться: они были быстренько расхватаны нашей энергичной тройкой: Францией, Англией и Нидерландами (ФАН - о, я буду их называть "страны ФАН". С Большими Антиллами такой фокус провести было уже сложнее.
Зверства испанцев в Новом Свете. Это аборигены
К примеру, на Гаити - Эспаньоле - испанцы укоренились сразу и прочно. К двадцатым годам 16 века им успешно удалось организовать на Эспаньоле первые сахарные плантации и под корень уничтожить местное население. Но испанцы реально контролировали только восточную часть этого большого острова, западная же часть стала постоянной остановочной базой проезжавших мимо многонациональных джентльменов удачи.
Леса Эспаньолы кишили расплодившимися в отсутствии естественных врагов беглыми домашними животными и беглыми каторжниками. Хорошие корабельные стоянки, пресная вода и дармовое мясо породило специфический вид бизнеса, которым занимались на Эспаньоле люди, не нашедшие себе места в приличном обществе: дезертиры, беглецы, колонисты, которым не повезло. Эти вольные стрелки-заготовители, которых называли буканьерами по названию примитивной коптильни – «букана», охотились на ламантинов и диких свиней, коптили полоски мяса на костре и продавали свой деликатес проходящим судам.
Жить на копченом мясе и воде в отрыве от цивилизации можно, но скучно. Поэтому периодически буканьеры сбивались в ватаги и устраивали налеты как на пристающие к Эспаньоле корабли, так и на береговые испанские поселения, где был ром и женщины. В конце-концов они окончательно достали испанцев и те поднапряглись и выдворили буканьеров с Эспаньолы, но недалеко: на соседний остров. Этот остров станет Запорожской Сечью карибского пиратства. Добро пожаловать на Тортугу.
Остров Тортуга находится в двух часах езды на машине от Гаити. ОК, там нет моста. На лодке с парусом за день можно доплыть. Это один из тех слишком маленьких островов, чтобы испанцы серьезно им занимались. Тем не менее, они трижды снаряжают рейды и выгоняют с Тортуги угнездившуюся там шушеру. На четвертый раз испанцы, приехав, обнаружили хороший крепкий форт под управлением французского командира. Пятого раза не потребовалось. Начинается золотая пора карибского пиратства. То есть, простите – приватирства.
Постройка и снаряжение военного флота это очень расходное - а главное долгое - предприятие, поэтому европейские державы издавна использовали практику наема частных - зачастую торговых – судов, приватиров, для усиления своих сил на море. Поскольку торговые корабли, спасибо пиратам, и так были вооружены, то им было довольно легко переквалифицироваться и начать грабить торговые суда враждебных держав: на настоящие военные корабли приватиры покушались редко. Отличие этих слуг короны от пиратов сводилось к официальному мандату, который выдавался капитану и разрешал ему вести пиратские действия, но только по отношению к военным врагам. Добыча делилась между кораблем, спонсорами и короной. Новым американским творческим подходом было использование приватиров в мирное время. Обойденные в Тордесильясском договоре страны ФАН оперировали по принципу "Нет мира за чертой" - т.е. за папским меридианом – и благословляли частников грабить испанские корабли. Елизавета I особенно просила приберегать для нее жемчуг.
Елизавета Английская использовала жемчуг - символ непорочности и Девы Марии - для позиционирования себя как королевы-девственницы.Значительная часть этого жемчуга, грубо говоря, ворованная
Испания к этому времени дорвалась до сокровищ Мексики, Перу и Колумбии, и начинает транспортировать золото, серебро, платину и драгоценные камни в Старый Свет реально тоннами. В Карибском море испанские транспортники поджидают французские, английские и голландские приватиры, старающиеся перераспределить это богатство в пользу родных правительств и собственных карманов. Испанцы быстро поняли, что с этим нужно что-то делать, и начали составлять хорошо вооруженные конвои. Приватиры всех стран начали обьединяться, и на короткий промежуток времени Испания воюет против всех, а Береговое братство - этот пиратский интернационал - существует на самом деле в реальности. Впрочем, скоро бывшие товарищи по оружию перессорятся и разойдутся по своим национальным базам: Нью Провиденс, Порт Ройал и Тортуга – и начнут нападать друг на друга.
Бизнес профитиринга был потенциально очень прибыльным, но, как вы догадываетесь, очень опасным. Ожидаемая продолжительность жизни бойцов была ниже плинтуса и капитаны постоянно стояли перед проблемой нехватки кадров. Невозможно каждый раз мотаться в Европу для пополнения команды, поэтому приходилось вербовать кого нашли на островах. Буканьеры - отличные стрелки, не отягощенные моральными комплексами – составляли костяк этой демографической группы. В результате термины приватир (анг.), флибустьер (голл.), корсар (фран.), капер (нем.) и буканьер (местн.) становятся в карибском бассейне взаимозаменимыми. «Пиратом» же называют приватира враждебной стороны по тому же принципу, как «если наш – то разведчик, если ихний – то шпион».
Испанский галеон: плавучая крепость, тридцать пушек, 180 человек команды
Но честно говоря, под чрезвычайно тонкой патиной патриотизма и святого негодования на испанцев, чьи зверства по отношению к индейцам становятся широко известными, корсары были самыми обыкновенными разбойниками с большой дороги, а дорогой их было Карибское море. Предания о Пиратском кодексе, крепко связывающим Береговое братство сетью неписанного и ненарушимого закона, мягко говоря, преувеличены. Некоторым капитанам удавалось на некоторое время учредить в своих отрядах некоторое подобие дисциплины, но корсары все равно оставались по большей части мерзавцами и психопатами, которыми руководили еще большие мерзавцы и законченные психопаты (среди которых были и женщины). Прославленные пиратские лидеры намеренно распускали о себе порочащие слухи, работающие на их брендинг как существ нечеловеческой кровожадности и сверхъестественных способностей. К примеру, самым распространенным видом мяса в их диете была свинина (копченая на букане) - pork, а соответственно «long pork» на пиратском жаргоне означало длинную свинью, то есть человека. Про тех пиратов, "которых боялся сам Флинт" (вымышленное лицо, кстати, привет от Стивенсона), болтали, что в своих походах они не брезговали и человечиной: long pork. К именам этих народных героев почтительно прибавляли прозвище Long. Например: Long John Silver: Длинный Джон Сильвер. Он же Окорок. Он же Одноногий. Характер скрытный. Не женат. Извините, если порушила воспоминания детства.
ЧАСТЬ 4. НАЧАЛО ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЙ РАБОТОРГОВЛИ
glam-fille.livejournal.com/673687.html
Плантация сахарного тростника в работе: спереди слева выпаривают сок, справа дальше отжимают стебли
С приватирской помощью странам ФАН удается закрепиться на сравнительно небольших фрагментах Нового Света. Грабить там было нечего, но уже было доказано, что эти теплые местечки можно отлично использовать для разведения ценных тропических культур. До сих пор северным европейцам приходилось покупать импортный сахар по бешеным ценам и они сразу ухватились за возможность вырастить свой собственный сахар. Элементарная на первый взгляд идея неожиданно приведет к промышленному перевороту в Европе, даст возможность ФАН обойти Испанию на повороте, несмотря на всё золото инков, а также приведет к страшной смерти миллионов людей и изуродует целый континент.
Первый урожай сахарного тростника был снят на Эспаньоле в 1501 году, после чего сахарные плантации высыпали на лице Америки как прыщи на лице подростка. Более трех тысяч сахарных заводов Нового Света создали беспрецедентный спрос на чугунные части к перерабатывающим машинам. В Европе начинает бешеным темпом развиваться машиностроение, подготавливая техническую революцию XVII века. Которая, в свою очередь переместит население в города и эти горожане начнут с огромной скоростью потреблять карибский сахар, который из королевской роскоши превратится в продукт массового потребления. И англичане с тех пор начнут пить чай с сахаром. И французы изобретут пирожные. И голландцы начнут возить ром в Африку, где они будут обменивать его на рабов. Я упоминала, что ром является побочным продуктом переработки сахарного тростника?
Подчинив Ирландию, Кромвель отправил 12 000 ирландцев в кандалах на сахарные плантации Барбадоса и Ямайки. Иллюстрированные памфлеты объясняли просвещенной публике, что ирландцы занимают промежуточную позицию между белыми и неграми. Подробности читайте в первой книге о капитане Бладе.
Вскоре в Новом свете сложится отчаянный дефицит рабочей силы. Аборигенное население очень быстро вымирало от репрессий и новых интересных болезней, таких как чума, оспа и малярия, которым Америка могла противопоставить только сифилис. Те, кто не умер, ушли в леса и развернули перманентную партизанскую войну. На плантациях становилось некому работать. При этом репутация у новых земель была такая, что добровольно никто сюда ехать не хотел. Никакие обещания бесплатного проезда из Европы, высоких зарплат и куска земли на райских островах людей не соблазняли, все отвечали: «Спасибо. Я лучше здесь поголодаю». В Америках в конце-концов оказывались люди обманутые, осужденные на каторгу или смертную казнь, подписавшие договор в стельку пьяными, похищенные и силой доставленные на суда. По приезду с ними обращались абсолютно как с рабами. Вся эта публика часто сбегала и пополняла ряды буканьеров. С середины века американские плантаторы начинают массовый ввоз африканских рабов.
Для африканских царьков приторговывать соседями всегда было в порядке вещей. Рабство в Африке было вечным и повсеместным: как форма наказания преступников и как вид военной контрибуции. К рабам относились по-разному, примерно как это было в Древней Греции. Некоторые могли даже занимать довольно высокие должности, другим не везло и они оканчивали жизнь в рудниках. Но все-таки в среднем если в Африке человеку предлагали выбор между рабством и смертью, все без сомнения выбирали рабство. Понадобилось вмешательство белых, чтобы психологические предпочтения поменялись на прямо противоположные и люди начали выбирать смерть.
Несмотря на то, что европейцы собственноручно не делали африканцев рабами – они только покупали рабов у других африканцев - они изменили как структуру рынка работорговли, так и понимание места раба в обществе. Растущий спрос на черных рабов в 16 веке взвинтил цены и создал в западной Африке ситуацию острой конкуренции между племенами, в которой поимка людей стала не побочным результатом, а основной причиной войн. Огнестрельное оружие, которое предлагали европейцы в обмен на рабов, было очень желанно и очень эффективно, способствуя стремительной эскалации конфликтов и превращению Африки в материк, где кажется никогда не прекращаются войны. Войны привели к диспропорции в половозрастном составе населения и оставили африканские государства, до тех пор успешно сопротивлявшиеся европейским захватчикам, бессильными перед колониальными захватами. Но главное: рабство, в той его форме, которую оно приняло в результате транс-атлантической работорговли – это был принципиально новый вид преступления против человечности.
Рабы, попадавшие в трюмы кораблей, никогда до этого не видели белых людей и не сталкивались с такой жестокостью. Бесчеловечность, с которой с ними обращались, наводила на мысль, что белые - и не люди вовсе, а мертвяки-людоеды. Люди морили себя голодом от ужаса. Их кормили насильно. Все были в кандалах. Плавание продолжалось от шести до восьми недель. Если по пути умер каждый шестой – это считалось нормальным хорошим рейсом. Если каждый третий – это плохой рейс, приходится ругаться со страховой компанией. О да, рабов страховали как любой другой товар.
На неточности этой схемы, знакомой вам по учебникам, указывают часто, но факт остается фактом: на иллюстрации изображено 487 человек, на деле же капитан "Брукса" признавался, что иногда брал на борт больше 600 человек
В 1781 году английский корабль Зонг (очень похожий на изображенный сверху "Брукс", транспортировавший четыре сотни африканских рабов, принял Ямайку за Гаити и проскочил порт назначения так сильно, что им могло не хватить пресной воды на возвращение. Капитан
проспавшисьпринял решение выбросить половину оставшихся рабов за борт, чтобы не тратить на них воду. Рабы предлагали, что они все откажутся от воды, но чтобы никого не топили, но в этом случае капитан рисковал потерять весь груз и отказал. В течении трех дней людей связанными бросали за борт. Несколько человек, глядя на это, бросились в воду сами. После прибытия судна собственники потребовали со своих страховщиков выплатить компенсацию за утопленных рабов, аргументируя это тем, что это была вынужденная жертва грузом в аварийной ситуации – как если бы капитан в шторм выбросил за борт несколько мешков с кофе, чтобы увеличить плавучесть корабля и спасти остаток груза. «Да вы, по-видимому, охуели», - догадалась страховая компания и пошла в суд. Исход поединка цинизма с безумием читайте в Википедии.
Для корсаров живой товар, обнаруженный на захваченных судах, был просто разновидностью добычи. В зависимости от сиюминутных интересов они могли или просто продать рабов вместе с остальным добром, или – если команда нуждалась в пополнении – предложить им присоединиться (по слухам, у Тэча Черной Бороды треть команды была из цветных). Иногда же пираты забирали ценности на свой корабль, рабов расковывали и уходили, предоставляя рабам и работорговцам «самим разбираться со своими делами». Учитывая, что рабы превосходили команду по численности эдак двадцать к одному, исход разборок был очевиден, поэтому смотреть на это нужно не как на благородный жест, а как на живодерскую шутку. «Освободившихся» таким образом африканцев тоже ждал печальный конец: куда они могли податься?
Тэч Черная Борода имел обычай перед боем вплетать в волосы и бороду цветные ленточки и зажженые фитили
В семнадцатом веке чернокожие пираты уже не были редкостью. Интересно, что в случае поимки белых пиратов вешали, черных же возвращали в рабство. Вторые могли только позавидовать первым.
ЧАСТЬ 5. РАБСТВО НА ГАИТИ
glam-fille.livejournal.com/673812.html
Чтобы не жевала сахарный тростник
А теперь неожиданные цифры. Никто не знает точно, сколько африканцев было перевезено в Америку. Ученые, политики, энтузиасты теорий заговора пытаются считать и ни у кого не сходятся концы с концами. От 12 до 18 миллионов человек. Известно примерное процентное соотношение. Северная Америка (т.е. фактически США) потребила всего 4% ввоза черных рабов. Это не опечатка: четыре. Может, пять. То есть, все это: Хижина дяди Тома, “I had a dream”, Джим, плывущий по реке на плоту с Геком Финном, Мартин Лютер Кинг и Черные пантеры, джаз, блюз и рэп – весь этот огромный культурный слой вызван к жизни потомками 4 - 5% африканцев, привезенных в трюмах невольничьих кораблей. 40% процентов забрала гигантская бездонная Бразилия. А больше 50% были отправлены на горсть Карибских островов. Возникает вопрос: Куда делись все эти люди? Как они туда вообще поместились? Где их потомки?
У них не было потомков. Они умерли, не успев родить детей. Они были замучены молодыми на сахарных плантациях Гаити, Барбадоса, Мартиники, Гваделупе, Ямайки и Кубы.
Посмотрите пожалуйста на карту: это остров Эспаньола, сейчас он называется остров Гаити. После того, как французы, корсарами вперед, закрепились на Тортуге, экспроприация северо-западной части Эспаньолы была делом времени. После раздела меньшая западная часть его отошла Франции, большая восточная осталась за Испанией. На обоих частях острова были учреждены колонии, разводившие сахарный тростник, и обе они назывались Санто-Доминго («Сен-Доменг» произносили французы, но один черт). Для удобства и чтобы не путаться я буду называть французскую колонию «Французским Гаити», а испанскую «Испанской Доминиканой» по названиям современных государств, а весь остров целиком – Эспаньолой.
Рабство бывает разное. Ни один вид рабства нельзя назвать хорошим, но были среди них исторические примеры исключительной мерзости. Французские плантации сахарного тростника на Гаити были настоящими лагерями смерти. В эпоху своего расцвета Французское Гаити – «Жемчужина Карибов» - потребляло треть всех рабов, прибывавших в Новый Свет. При этом колония площадью в одну шестую Новосибирской области поначалу не могла добиться не только роста, но даже стабилизации численности населения*, и в конце концов начала ввозить до 40 000 человек в год.
Сахарный бизнес приносил бешеные деньги. Ежегодно Французское Гаити отправляло в Европу 600 грузовых кораблей с продукцией равной по стоимости продукции всех колоний Великобритании вместе взятых. В начале эпохи, когда рабы были еще дешевы, а сахар – дорог, норма прибыли позволяла французским плантаторам относиться к рабам как к расходному материалу. Сохранность машин и безостановочность производства (а на Гаити сахарный тростник растет круглый год) были важнее жизни работников. Надсмотрщики, стоявшие у прессов, держали топорики на случай, если руку раба затянет между валами. Руку надо было немедленно отрубить, потому что останавливать прессы ради этого не собирались, а если раба затянет глубже, он испортит оборудование.
Готовый тростниковый сахар
Задача была выжать из раба как можно больше, и когда он умрет, заменить его новым. Средняя продолжительность жизни 21 год. Средняя выживаемость на плантациях после прибытия - два года, треть не переживало первый год. Большинство умирало от заразных болезней, недоедания и теплового удара. Самоубийства – особенно среди женщин – были рутиной. Как я уже говорила, переработка сахарного тростника – это каторжная работа. Работа на хлопковых полях или на табаке тоже не была легкой, но сахар убивал людей.
Работали по 12 – 14 часов в день. Начиная с пятилетнего возраста. В кипятильных, где сок уваривали до того момента, когда он начинал кристаллизовываться, стояла такая жара (снаружи было выше тридцати, а внутри непрерывно работали печи), что работали в смены по 4 часа, после чего работников отливали водой.
Пищу рабам не выдавали: предполагалось, что они будут обеспечивать себя сами (или как изящно выражался один из директоров плантации: “зачем их кормить, все равно подохнут от желтой лихорадки”). То есть, после работы на плантациях и в обеденный перерыв люди должны были еще добывать себе еду: работать на своих огородах и заниматься скотиной. В результате ложились около полуночи, колокол на подъем бил в четыре утра.
Нож для сбора и обрезания тростника
Мужчины, работавшие на рубке тростника, были вооружены тесаками. У женщин, работавших на прополке и окучивании, были мотыги. Чтобы держать в повиновении толпу доведенных до отчаяния вооруженных людей требовалось поддерживать политику беспроглядного террора: деморализовывать рабов работой на износ и голодом и непропорционально жестоко наказывать за малейшие нарушения дисциплины. «Разве они не подвешивали людей вниз головой, не топили их в мешках, не распинали их? Не сжигали их заживо, не бросали их в жернова? Не принуждали их есть дерьмо? И исполосовав их плетями, не оставляли они их еще живых на съедение червям, сажали в муравейники, или привязав их в болоте не отдавали на съедение москитам? Разве не бросали они живых людей в котлы с кипящим сиропом? Не заталкивали мужчин и женщин в бочонки с шипами внутри и не спускали их с горы в пропасть? Разве они не бросали несчастных собакам-людоедам?..» - писал уже после Гаитянской революции образованный гаитянин-мулат, пытаясь объяснить недоумевающим европейцам, почему революция рабов закончилась геноцидом белого населения.
В результате такой политики во Французском Гаити сложилась страшная народная мифология, корни которой были в повериях Африки, а раскидистая крона - в кошмаре новой жизни в Америке. Это был мир, который породил зомби.
--------
* Некоторые плантаторы пытались решить проблему недостаточного естественного воспроизводства рабов, принуждая молодых женщин совокупляться с как можно большим числом мужчин. Но поскольку беременных все равно не освобождали от работы, рождаемость оставалась очень низкой, и детская смертность была близка к 100%. Поэтому на других плантациях просто не хотели связываться с младенцами, которые все равно умрут, и заставляли рабынь делать аборты. Ситуацию не улучшало то, что, несмотря на все попытки христианского перевоспитания,многие женщины упорствовали в том, чтобы наложить на себя руки.
Сравнительный аппендикс
glam-fille.livejournal.com/674217.html
Мне показалось необходимым включить небольшое отступление, не относящееся строго говоря к теме нашего затянувшегося разговора.
Если вы задаетесь вопросом, как США обошлись таким небольшим процентным количеством рабов и почему Гаити не стало экономнее расходовать рабочую силу, читайте дальше.
Как и почему рабство в Северной Америке отличалось от рабства в Центральной и Южной Америке (Бразилия тоже была порядочным гадюшником):
- Дефицит рабочей силы в Северной Америке в целом был меньше, потому что только в нескольких южных штатах климат позволял организовывать большие плантации, требовавшие огромного количества рабочих рук. При этом иммиграция из Европы шла лучше. Вспомним, что англичанам удалось выжать в Америку чуть ли не целую европейскую страну: что-то около 5 миллионов ирландцев (но часть из них сгинула на Барбадосе и Ямайке)
- Хлопок и рис давали меньшую маржу, чем сахар. В результате ценность раба в Северной Америке была выше, что заставляло хозяев больше заботиться о рабах: их кормили, одевали, лечили и позволяли заботиться о детях, в результате средняя продолжительность жизни и естественный прирост черного населения были выше
- Климат и санэпидемиологическая обстановка на Карибах были объективно хуже, чем в среднем в Северной Америке. Жара и болезни не щадили и белых, но у рабов вообще не было никакого шанса, детская смертность была катастрофической, поэтому плантаторы предпочитали покупать "готовых" рабов, в то время, как плантаторы Северной Америки воспринимали каждого рожденного в рабстве ребенка как дармовой бонус
- Хлопок и рис, табак и индиго не требовали такой физической силы, как рубка тростника, поэтому североамериканские плантаторы покупали равно мужчин и женщин, в отличие от карибских плантаторов, покупавших преимущественно мужчин. Это позволяло североамериканским рабам создавать семьи, растить детей и их жизнь гораздо меньше напоминала концлагерь
- Хозяева карибских плантаций не жили в своих поместьях, в убийственной жаре и желтой лихорадке. Они с приятностью жили в Европе и беспокоились только о том, чтобы из-за океана поступал регулярный доход, переложив ежедневное управление хозяйством на наемных менеджеров, работавших по принципу "после нас хоть потоп". Плантаторы США жили в своих поместьях, сами занимались хозяйством, старались преумножить его для своих детей, интересовались сохранностью рабов, зачастую молились вместе с ними, и понимали, что в случае бунта их головы первыми окажутся на плахе. Разумеется, среди них тоже встречались мудаки-психопаты, но они были исключением.
Исключительно для тех, кто не понял, что поезд пойдет по одиннадцатой и двенадцатой рельсе, добавлю, что жизнь раба в США все равно была очень тяжелой и незавидной. Но в среднем, условия жизни североамериканских рабов были лучше, рождаемость 9.2 ребенка на женщину, средняя продолжительность жизни 36 лет. Поэтому их культурными продуктами стали сидячие забастовки и Гарлемский ренессанс, а не мифологема зомби и этнические чистки. Насилие порождает насилие. И теперь мы наконец можем заняться вуду.
-------
* Интересно, что единственным штатом США, где прирост черного населения был отрицательным (умирали быстрее, чем рождались) была Луизиана. Французские плантаторы принесли с островов на материк свой modus operandi. И вуду.
ЧАСТЬ 6. ЧТО ТАКОЕ ВУДУ
glam-fille.livejournal.com/674514.html
По “Черному Кодексу” Людовика XIV, регламентирующему взаимоотношения плантаторов с чернокожими рабами (и заодно, чтоб два раза не вставать, запрещающему евреям селиться во французских колониях*) все африканцы, прибывающие в Америку, подлежали обязательной христианизации. В принципе, христианство с его идеологией терпения и мученичества, могло бы стать эффективным инструментом контролирования рабов. Если бы рабы не умирали раньше, чем их успевали перевоспитать.
«Черный Кодекс» также обязывал хозяев кормить своих рабов и запрещал убивать их без внятной причины. Французскому Гаити наконец удается начать рост чернокожего населения и в конце-концов довести его до полумиллиона (о чем белые серьезно пожалеют, когда выяснится, что они противостоят восставшим невольникам в пропорции 1 : 10), но все еще преимущественно за счет ввоза новых людей, не за счет естественного прироста. В колонии продолжает умирать больше 20 000 рабов в год. Тем не менее, на Гаити постепенно формируется новая нация, и у этой нации возникает своя религия.
Из-за постоянной текучки черного населения христианство не успевало закрепиться как настоящая народная религия, которая передается от родителей к детям: потому что не было семей и не было детей. Вместо этого был постоянный приток новых людей из Африки, которые приносили в Америку свою религию и культуру - из Бенина, Нигерии, Того. Их верования только поверхностно задевались христианскими влияниями и смешивались между собой. В результате на Гаити возникала синкретическая – новая – религия: гаитянское вуду, voodoo или vodоun.
Эта греко-романская магическая кукла, пробитая гвоздями, не имеет никакого отношения к вуду: люди наводили таким образом порчу по всему миру с незапамятных времен. Особенно часто в этом колдовстве обвиняли протестантских "ведьм"
Скорее всего, всё, что вы знали о вуду, это в лучшем случае худу, а в худшем – Голливуд. Худу (hoodoo) – это американская народная магия, которой спекулируют подарочные ларьки в Новом Орлеане и жулики, живущие на туристах. Куклы, в которые втыкают булавки, амулеты гри-гри, предстказания будущего по картам и магическим шарам, заговоры, проклятия и снятия проклятий – это не вуду, это худу (hoodoo). Продавать мешочки, наполненные невесть какой гадостью, которые приносят удачу в любви и картах, – это худу. Читать псалмы из Библии, одновременно сжигая на свечке бумажку с желаниями, - это, как вы уже догадываетесь, чистой воды худу. Вообще, везде, где святая вода используется вместе с отрезанной куриной лапой – это все такие выбросы народного подсознания, которые к вуду имеют самое отдаленное отношение. Практически каждый раз, когда вы смотрите художественный фильм, и там упоминется вуду, это, скорее всего, самое что ни на есть худу.
Вуду это соврешенно нормальная полноценная политеистическая религия, возникшая во Французском Гаити. Терминология вуду состоит из африканских слов и искаженных французских. В вуду есть верховный бог – Бонди (Bondye искаж. Фр. Bon Dieu – добрый боженька). Он всемогущ и абстрактен и в этом похож на христианского бога. Что характерно, Бонди игнорирует людей с их проблемами – также, видимо, как христианский бог был глух к мольбам рабов. Поэтому реальные контакты люди имеют с богами второго уровня: лва (lwa искаж. Фр. Loi - закон), которых, впрочем, избегают называть богами, а называют «духами».
Эти лва бывают очень разные. Бывают положительные лва – Rada Lwa, старые добрые боги, пришедшие из Африки. Бывают отрицательные лва – Petro Lwa: эти, как правило, родились уже в Новом Свете и отвечают за все плохое в жизни, требуя кровавых жертвоприношений. А бывают еще Ghede lwa – это нормальные такие духи мертвых. И они всегда с нами.
На алтаре, помимо иконок и статуй святых, оставляют бутылочки с жертвоприношеиями (ромом), фрукты, свечи, маленькие черепа и гробики и проч. символические подношения лва
Мир с точки зрения вуду принципиально дуален. В параллель видимому, ощущаемому нами материальному миру существует спиритуальный невидимый мир, причем существует он не где-то на небе или под землей, а прямо тут же, вокруг нас, в неосязаемом четвертом измерении. Мы живем, окруженные невидимыми духами – преимущественно духами умерших, которые за нами присматривают и, если мы хорошо с ними обращаемся и периодически кормим, оказывают позитивное влияние на нашу жизнь. Кормить лва вовсе не обязательно чем-то ужасным и кровавым, многие духи предпочитают воскурения табаком и фрукты. После смерти, если все проходит правильно и гладко, дух человека отправляется в спиритуальный мир (угадайте через какой срок? Правильно: через год и один день) и воссоединяется там с другими лва и сам постепенно становится лва, с годами матерея и приобретая все больше божественных сил.
Когда мы говорим о духе человека, мы имеем в виду довольно комплексное понятие. В человеке есть “малая душа” - ti bon ange, Малый Ангел – его совесть, характер и душевные качества. Когда мы спим, Маленький Ангел покидает тело и странствует в невидимом мире, и мы видим сны.“Большая душа“ - gros bon ange – Большой Ангел, то, что мы привыкли называть «душой», то, что оживляет тело, позволяет ему двигаться, обеспечивает физиологические функции. Кода мы умираем, именно Большой Ангел отправляется навсегда в мир духов и становится лва.
Во время религиозных церемоний жрецы – хунган (муж.) или мамбо (жен.) призывают лва в наш мир и поощряют их вселиться в собственное тело. Говорят, что боги «оседлывают» (mount) жрецов, и жрец превращается в одержимого духом «швал» – фр. cheval, лошадь. В таком состоянии жрец становится де-факто богом и говорит от его имени, т.е. если, к примеру, лва мужского пола вселился в жрицу мамбо, к ней начинают обращаться на «он», как к мужчине. Куда в этот момент девается собственная душа хунгана или мамбо неясно, но, судя по всему, она затаивается где-то в теле или неподалеку.
Рисуют веве
Вызов лва – это довольно хлопотное дело. Нужно рисовать на земле сложные красивые узоры «веве»: специфический для каждого лва, – их рисуют, тонкой струйкой насыпая по контуру кукурузную муку, пепел и т.п. Потом делать жертвоприношения, иногда – с кровью, т.е. резать белого петуха и т.п. Потом нужны танцы, барабаны, пение - в общем целое мероприятие, и нет сто процентной гарантии, что лва придет. Из Африки пришло старое поверье, что дух можно в принципе поместить на сохранение не только в человеческое тело, но и в любой сосуд. Специальные горшочки для этого «гови» использовались для домашнего хранения духов предков – чтоб были под рукой. В Америке эта практика – хранение лва в сосуде - мало распространилась. Но она нашла свое отражение в повериях о зомби.
--------------
* Вы спросите «а велосипедистов-то за что?» За то, что в 17 веке евреи в Карибском бассейне воспринимались как голландские агенты
ЧАСТЬ 7 и последняя. ЗОМБИ
glam-fille.livejournal.com/674720.html
Определение: ЗОМБИ - это человек, душа которого находится в заключении вне тела*, а тело оживлено магией. Зомби не являются живыми, но они не являются и технически мертвыми: они двигаются, разговаривают (но медленно и неуклюже), едят, спят. Поэтому зомби не похожи на разлагающиеся трупы, которые мы видим в кино: они выглядят как люди, только анорексичные и без выражения на лице, без мысли в глазах. Состояние зомби не передается как вирус через укус или слюну: каждый зомби это результат направленного злонамеренного волшебства. Зомби по натуре своей не агрессивны и не набрасываются на людей, напротив, они пассивны и медлительны. Это бездушный автомат, лишенный воли, ума, характера, не осознающий, что с ним происходит.
Вообще, труднее всего мне было найти, откуда пошла гениальная современная идея, что зомби едят мозги. Я так толком это и не выяснила. Даже сам автор голливудской концепции зомби режиссер Джордж Ромеро - творец культовых трешевых мувиков шестидесятых годов про Living Dead - даже он не знает, откуда эта гадость повелась. “Когда, - говорит он, - меня просят автограф и говорят “Напишите “Eat brains!” - я до сих пор не понимаю, к чему бы это”.
Короче говоря, то, что современный человек называет “зомби”, вообще не имеет ничего общего с оригинальной концепцией, появившейся на плантациях Французского Гаити. Оригинальная концепция была гораздо более депрессивной.
Жрецы вуду под арестом, 1860 гг.
Христианам трудно это понять, но душа в представлениях вуду это не столько гарантия жизни, сколько гарантия смерти. После смерти душа человека отправляется в потусторонний мир духов, который называют Lan Ginen, буквально “Страну Гвинею”, то есть, в Африку. Рабы ждали, что после смерти они смогут вернуться на родину, в счастливую страну юности, где они наконец снова будут свободны.
Я хорошо помню, как в первый раз, много лет назад, ДО МЕНЯ ДОШЛО что пели хористы – те что поют госпел в черных церквях. Этот был как раз тот момент, когда я достаточно стала понимать английский на слух и слова песен начали просто без спросу врываться в мой мозг. Это был реальный шок - вдруг осознать, что эти ликующие и танцующие люди поют на похоронах: «Еще один солдат Господа – храбрый солдат Господа отправляется домой! Если ты там встретишь мою маму – скажи ей, я скоро вернусь домой». До сих пор по всей Америке потомки рабов продолжают петь гимны, где смерть сравнивается с возвращением домой. Swing low, sweet chariot Coming to carry me home…
На плантации, где нет веревки, чтобы удавиться, за смертью обращались к тому же человеку, к которому ходили за лекарствами: к жрецу вуду “служившему лва обеими руками”, т.е. и на зло и на добро, - колдуну бокору. Бокор был не то чтобы непременно плохим персонажем, но всегда вызывал недоверие - как колдунья из Русалочки. Он слишком много знал и умел и его мотивы не всегда были очевидны простым людям. Он мог помочь, но мог и обмануть.
Кларвиус Нарцисс умер в 1962 году в госпитале и был похоронен, а через 18 лет вернулся к родным в слегка коматозном состоянии. Постепенно придя в себя, он рассказал сестре, что бокор похитил его мертвое тело из могилы, оживил и заставлял работать на себя на сахарной плантации в горах. Доктора считают, что шизофрения, но не могут объяснить, как он выбрался из могилы
Яды всегда были в центре внимания на Гаити. Во первых, потому что это был излюбленный и зачастую единственно возможный способ самоубийства. Во-вторых, мысль о том, что черные в какой-то момент отравят всех белых, постоянно и сильно присутствовала в сознании населения. Плантаторов периодически охватывала массовая истерия на тему, что рабы их всех перетравят. История показала, что они напрасно боялись яда: когда смерть действительно пришла за ними, она была с мачете и ружьем.
Бокор мог дать вам яд, приводящий к быстрой смерти. А мог опоить зельем, которое только временно делало тебя мертвым. А после похорон бокор приходил к могиле и заставлял тело встать и идти за ним. Помните, я говорила, что душа человека после смерти, если все пройдет нормально, через положенное время станет лва и войдет в мир духов? Так вот, безболезненно это происходит только с людьми, умершими естественной смертью в приличном возрасте. Для тех же, кто умер насильственной смертью, страшной смертью, кто умер молодым, переход в мир духов сопряжен с опасностями. Их души слишком слабы, чтобы самим найти дорогу и защитить себя от злонамеренного колдовства. Бокор может перехватить такую заблудившуюся душу, заточить ее в амулет, запереть в бутылку и использовать ее волшебные силы на свое усмотрение. А тело оживить магией и отправить работать вместо себя на плантации. Поэтому некоторые люди просили на всякий случай расчленять их тела после смерти, чтобы они не достались колдуну.
Гаитянская народная роспись, изображающая бокора и зомби
Страх стать зомби так укоренен в сознании гаитян, что при режиме Дювалье народная карательная милиция тонтон макуте распускала слухи, что у них на службе состоят бокоры, превращающие политических противников режима в зомби. И этого было достаточно, чтобы держать суеверных людей в страхе. Гаитяне не боялись смерти. Чего они страшно боялись, так то недоумереть. Что после смерти они не вернутся в страну предков, а останутся гнуть спину на плантации. Что их душа – Большой Ангел – будет похищена и заточена в сосуд, а тело, оживленное черной магией, встанет и пойдет работать. Безвольное, ничего не понимающее, безумное тело будет продолжать работать и работать и избавление не наступит никогда. Гаитяне не боятся зомби, Гаитяне боятся стать зомби. Потому что нет ничего ужаснее, чем возвращение в рабство.
Tonton Macoute - добровольческие эскадроны смерти - были прозваны "Дядюшка джутовый мешок" по имени персонажа страшных сказок, который похищает и съедает непослушных детей. Напоминают кого?
Внимательный читатель должно быть уже постукивает тапочком по ковру и спрашивает: ну а что же соль? Про сахар все понятно, а соль где?
А соли не было.
Соль на Карибах была дефицитным дорогим товаром. Для черных рабов Французского Гаити соль была просто недоступна, и она стала для них такой же мистической драгоценной приправой, какой сахар был для крестоносцев. Щепотка соли вызывает настоящий взрыв вкуса, волшебно превращает постную грубую ежедневную пищу в наслаждение. Считалось, что щепотка соли в пище настолько ошеломительна, что это может даже вернуть зомби к жизни, вернуть сознание обездушенному существу. В 1980 годах на Гаити проходила кампания против неграмотности, которая называлась “Вкус соли”.
Зомби также оживет, если увидит океан. Он вспомнит о родине за горизонтом, вспомнит как он два месяца провел в вонючем трюме, прикованным за шею к переборке, как его товарищи умирали справа и слева, как его выгоняли на палобу и заставляли плясать под звуки жестяной дудки и крики женщин и детей, которых насилуют матросы, как его вывели на песок чужой земли и перепродавали из рук в руки, пока он не окончил жизнь на плантации, работая на белых людей (если они, конечно, вообще люди). Увидев океан, зомби вспомнит, зачем он пошел к бокору, поймет, что был обманут, и он придет в ярость и начнет убивать.
------
* Кощей Бессмертный, как соврешенно справедливо заметил кто-то (Пелевин?) - это нормальный такой русский народный зомби. Его смерть – душа – находится в тайном вместилище (яйце). И пока эту душу не найти и не уничтожить (выпустить на волю), Кащей бессмертен, но не то, чтобы жив. Также популярный современный бизнес-концепт "привезли в другую страну/отобрали паспорт/заставили работать" - это, фактически, экономическая зомбификация: когда в плен берется не только и не столько физическое тело человека, сколько символ его свободы личности
@темы: история
youlan, спасибо за репост! Я всего этого не знала