...one and one, eleven, an inelegant number.
В продолжение поста youlan.diary.ru/p219793440.htm
Возьмём современные сериалы - наши или зарубежные. Будь то Алиенора Аквитанская, Лукреция Борджиа, Роксалана, Елизавета Петровна, Наташа Ростова или Серсея Ланнистер - на них на всех будет одинаковый современный "натуральный" мэйкап. Или хуже - просто современный мэйкап. Лицо знатной дамы будет выглядеть так же, как лицо служанки, лицо проститутки - как лицо замужней женщины, лицо крестьянки - как лицо горожанки. И это также нелепо, как накрашенная по моде 60х Мишель Мерьсе в роли Анжелики при дворе Короля-Солнце.
Взять хоть "Софию Палеолог" 2016, где действительно очень круто вложились в костюмы - пусть они и получились скорее по моде 17в, бог с этим: мы очень мало знаем про моду 15в в Московии, поэтому 17в всегда идёт дефолтом для Московской Руси - но полностью проигнорировали косметику. А ведь монголы принесли на Русь с востока, из Китая, традицию яркого чёрно-бело-алого макияжа, которая так шокировала европейцев, но была популярна до самого конца 17в. Румяна, белила и сурьма местного и иностранного производства продавались в особых белильных рядах на городских рынках и были важной частью приданого невесты.
Энтони Дженкинсон, английский посол при Иване Грозном: "Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски".
Адам Олеарий (17в): "В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску".
Не раз видела, как современные авторы вслед за свидетельствами иностранцев упрекают женщин Московской Руси в дурновкусии из-за злоупотребления косметикой. Но какого чёрта мнение тогдашних европейцев о том, было это красиво или нет, возводится в абсолют? Ядовито - бесспорно: румяна - это киноварь, сурьма и белила - соли свинца (неудивительно, что жёны Ивана Грозного мёрли одна за другой). Но эстетика - это дело привычки. Одежды европейцев, особенно мужчин, в тот период тоже были, кхм, странными, особенно если сравнивать с русским костюмом, гораздо более гармоничным - ну, на мой субъективный вкус.
В общем, покажите мне хоть где-нибудь русскую боярыню с выбеленным лицом, чернёными "соболиными" бровями и румянцем а ля "Древний Китай"! Это ведь можно сделать красиво - вовсе не обязательно шокировать зрителя экзотикой, как в "Мулан". Можно даже не чернить зубы, как это было принято тогда на Руси и как это до сих пор в определённых случаях делают японские гейши.
С таким макияжем лицо, обрамлённое - как икона драгоценным окладом - высокой, расшитой драгоценными камнями, жемчугом и бисером кикой, златотканным платком, парчовым оплечьем с меховой опушкой, не потеряется среди всего этого пёстрого блеска ни в сумерках в слабо освещённой теремной палате, ни на улице среди бела дня. Женский макияж Московской Руси - это функциональный макияж, он не просто так держался в моде так долго.
И поэтому в "Софье Палеолог" все костюмы, при разнообразии тканей и сложности вышивок - тусклых, сдержанных тонов, словно они долго пролежали на солнце. Иначе нельзя - лица актеров потеряются. А ведь именно яркий цвет платья - это то, что отличало знать от простолюдинов до изобретения дешёвых и стойких красителей: чтоб за километр было видно, перед кем падать на колени.
Когда исчезла традиция такого макияжа на Руси? Да когда Пётр ввёл европейское платье. Для европейского платья требовался иной мэйк. То, о чём я и говорю - одежда и косметика в культуре идут рука об руку, дополняя друг друга.
Исторический макияж - это атмосфера, это сочетание с нарядами - потому что ни макияж, ни наряды не существуют в вакууме, отдельно друг от друга. Это наглядная демонстрация разницы социальных статусов, разницы культур. А ещё это такой простор для фантазии! А уж если речь идёт о фэнтези или сай-фай (вспомнить хотя бы Падме Амидалу или "Блэйд раннера") - там сам бог велел воспользоваться этим инструментом социо-культурной характеристики и проявить фантазию!
Но этот аспект постоянно игнорируется в кино и сериалах, увы.
Возьмём современные сериалы - наши или зарубежные. Будь то Алиенора Аквитанская, Лукреция Борджиа, Роксалана, Елизавета Петровна, Наташа Ростова или Серсея Ланнистер - на них на всех будет одинаковый современный "натуральный" мэйкап. Или хуже - просто современный мэйкап. Лицо знатной дамы будет выглядеть так же, как лицо служанки, лицо проститутки - как лицо замужней женщины, лицо крестьянки - как лицо горожанки. И это также нелепо, как накрашенная по моде 60х Мишель Мерьсе в роли Анжелики при дворе Короля-Солнце.
Взять хоть "Софию Палеолог" 2016, где действительно очень круто вложились в костюмы - пусть они и получились скорее по моде 17в, бог с этим: мы очень мало знаем про моду 15в в Московии, поэтому 17в всегда идёт дефолтом для Московской Руси - но полностью проигнорировали косметику. А ведь монголы принесли на Русь с востока, из Китая, традицию яркого чёрно-бело-алого макияжа, которая так шокировала европейцев, но была популярна до самого конца 17в. Румяна, белила и сурьма местного и иностранного производства продавались в особых белильных рядах на городских рынках и были важной частью приданого невесты.
Энтони Дженкинсон, английский посол при Иване Грозном: "Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски".
Адам Олеарий (17в): "В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску".
Не раз видела, как современные авторы вслед за свидетельствами иностранцев упрекают женщин Московской Руси в дурновкусии из-за злоупотребления косметикой. Но какого чёрта мнение тогдашних европейцев о том, было это красиво или нет, возводится в абсолют? Ядовито - бесспорно: румяна - это киноварь, сурьма и белила - соли свинца (неудивительно, что жёны Ивана Грозного мёрли одна за другой). Но эстетика - это дело привычки. Одежды европейцев, особенно мужчин, в тот период тоже были, кхм, странными, особенно если сравнивать с русским костюмом, гораздо более гармоничным - ну, на мой субъективный вкус.
В общем, покажите мне хоть где-нибудь русскую боярыню с выбеленным лицом, чернёными "соболиными" бровями и румянцем а ля "Древний Китай"! Это ведь можно сделать красиво - вовсе не обязательно шокировать зрителя экзотикой, как в "Мулан". Можно даже не чернить зубы, как это было принято тогда на Руси и как это до сих пор в определённых случаях делают японские гейши.
С таким макияжем лицо, обрамлённое - как икона драгоценным окладом - высокой, расшитой драгоценными камнями, жемчугом и бисером кикой, златотканным платком, парчовым оплечьем с меховой опушкой, не потеряется среди всего этого пёстрого блеска ни в сумерках в слабо освещённой теремной палате, ни на улице среди бела дня. Женский макияж Московской Руси - это функциональный макияж, он не просто так держался в моде так долго.
И поэтому в "Софье Палеолог" все костюмы, при разнообразии тканей и сложности вышивок - тусклых, сдержанных тонов, словно они долго пролежали на солнце. Иначе нельзя - лица актеров потеряются. А ведь именно яркий цвет платья - это то, что отличало знать от простолюдинов до изобретения дешёвых и стойких красителей: чтоб за километр было видно, перед кем падать на колени.
Когда исчезла традиция такого макияжа на Руси? Да когда Пётр ввёл европейское платье. Для европейского платья требовался иной мэйк. То, о чём я и говорю - одежда и косметика в культуре идут рука об руку, дополняя друг друга.
Исторический макияж - это атмосфера, это сочетание с нарядами - потому что ни макияж, ни наряды не существуют в вакууме, отдельно друг от друга. Это наглядная демонстрация разницы социальных статусов, разницы культур. А ещё это такой простор для фантазии! А уж если речь идёт о фэнтези или сай-фай (вспомнить хотя бы Падме Амидалу или "Блэйд раннера") - там сам бог велел воспользоваться этим инструментом социо-культурной характеристики и проявить фантазию!
Но этот аспект постоянно игнорируется в кино и сериалах, увы.
Так что эти посты - это то, что я всегда хотела прочитать, но кто ж о таком понятным языком напишет... Спасибо!!
монголы принесли на Русь с востока, из Китая, традицию яркого чёрно-бело-алого макияжа
А можно, пожалуйста, расскажите об этом поподробнее, или, может быть, просто книга какая-то есть, которую можно прочитать? Потому что, конечно, на волне нынешнего увлечения очень интересны связи Китая с Русью, потому что некоторые элементы, как тот же макияж, конечно, очевидно из Китая пришли, но, опять-таки, никаких аргументов, кроме "попой чую", у меня вообще нет. А хочется! ))))
А можно, пожалуйста, расскажите об этом поподробнее, или, может быть, просто книга какая-то есть, которую можно прочитать? Потому что, конечно, на волне нынешнего увлечения очень интересны связи Китая с Русью, потому что некоторые элементы, как тот же макияж, конечно, очевидно из Китая пришли, но, опять-таки, никаких аргументов, кроме "попой чую", у меня вообще нет. А хочется! ))))
А у меня примерно такие же аргументы! х)) Просто если интересоваться одновременно культурой Московской Руси, Китаем и Японией (Китай меняется, а всё, что попадает оттуда в Японию, хранится, как муха в янтаре, в тч традиция декоративной косметики), то сходство макияжа просто бросается в глаза.
1) Вместе с игом на Русь пришёл огромный пласт лексики, связанной с государственным устройством, оружием, конской сбруей, украшениями и тп. Лексика проникала не одна, конечно же - шло и заимствование предметов. Кафтан, башмак, сарафан, фата, чулок, атлас, миткаль, бязь, тесьма, сурьма (для чернения бровей) - всё это пришло на Русь во время ига.
Да, в том, что касается грамотности населения, благосостояния, самоуправления, Русь чудовищно пострадала из-за завоевания. Но вместе с игом на Русь пришла и лавина новых вещей из Китая и Средней Азии.
Русские князья женились на монгольских царевнах в знак своей верности ханам - а монгольские царевны везли на Русь приданое и моду. В тч и моду на макияж.
Монголы, завоевав Китай и усвоив военные достижения, такие, как осадная техника, заимствовали и множество бытовых мелочей, делавших жизнь более удобной и красивой.
К тому же это было не первое знакомство кочевников с китайским макияжем: Китай издревле выдавал своих принцесс за кочевых ханов, чтобы так, через жён, контролировать их и обеспечивать безопасность своих северных границ от набегов. Китаянки везли с собой приданое, косметику в том числе (как потом ордынские царевны на Русь). Иметь китайскую жену было круто, китайские "дорогие импортные" штучки ценились среди кочевников, поэтому не будет натяжкой предположить, что их знатные женщины тоже подражали китаянкам в макияже - как, собственно, подражали женщины (да и мужчины) всех народов, обитавшие в синосфере, и не только, когда дело касалось декоративной косметики.
2) В домонгольской Руси макияж существовал (румяна точно были), но, по-видимому, умеренный, примерно такой же, как в Европе в то время - ни византийцев, ни европейцев, ни викингов не шокировало количество "штукатурки" на русских женщинах. Русские княжны, выданные замуж в Европу, никого не удивляли своим внешним видом.
Дальше - провал, иго, мы ничего не знаем. Потом с 16в появляются свидетельства европейцев об обильном, непривычном для них макияже московиток.
Берём гейш (тк это живая традиция древнего макияжа, просуществовавшая до наших дней с изменениями, конечно, но без перерыва), берём старинный китайский макияж, берём описание московитского макияжа и сравниваем. И обнаруживаем совпадения.
Прежде всего, это сама интенсивная чёрно-бело-алая гамма.
- Густо наложенные белила - есть.
- Чернёные зубы - есть. Вообще это преимущественно восточно-азиатская традиция, и даже странно встретить её на Руси. Китаянки-хань зубы, насколько мне известно, не чернили. Зато зубы до сих пор чернят представители народностей юга Китая, а так же гейши в Японии (сейчас - только гейши, вернее, ученицы-майко за неделю перед становлением гейшей, раньше эта традиция была распространена в Японии гораздо шире)
- Румяна - в Японии очень густо наложенных румян мы (на гравюрах, например) не найдём. Зато лица китаянок в некоторые эпохи будут румянами аж полыхать:
читать дальше
- Ну и подрисованные чёрным брови (необходимость, если всё лицо покрыто белилами) - есть
Этот макияж продержался в России в деревнях и провинциальных городах аж до конца 18в - его описывал, емнип, Радищев в "Путешествии" на крестьянской свадьбе: густой слой белил на лице, чернёные зубы, нарисованные брови, румяна.
Возможны два варианта: либо мы считаем, что вот это всё чёрно-бело-красное - зародилось в Московской Руси само по себе, и все совпадения с макияжем Японии и Китая случайны, либо считаем, что этот тренд пришёл на Русь из восточной Азии через Орду.
Очень интересно, спасибо за статью!
Хочу ещё заметить, что старинный, непривычный для нас мэйк можно сделать гротескным - а можно и красивым.
Вот гротеск:
читать дальше
А вот те же брови-белила-румяна из китайской дорамы (из китайской дорамы - потому что боярыни, увы, существуют либо без мэйка, либо в виде гротеска):
читать дальше
Лица выглядят розоватыми из-за освещения, но поверьте - с белилами там всё в порядке )) Можно сравнить цвет кожи с жемчугом на гифке.
Вот что-то подобное и можно было бы рисовать на лицах московских боярынь. Соответствует описаниям иностранцев? Соответствует. Необычно? Необычно. Но не гротеск. И красиво.
Мне было безумно интересно прочитать ваш ответ, и я его тогда сразу унесла в закрома, и подумать, и сохранить на память, и ещё вопросов поназадавать, и всё на свете
Простите!
пока опять не засосало, скажу: большое спасибо за всё-всё, что вы пишете! Пишите, пожалуйста, ещёИ счастья в новом году (кстати)))
Спасибо!